Мумия Розалии Ломбардо и катакомбы Капуцинов в Палермо

Немного истории

Первые капуцины появились на Сицилии в 1534 году и поселились недалеко от Палермо, к западу от города. Им отдали во владение небольшую церковь норманнских времен – часовню Санта-Мария-делла-Паче.

Немного об истории появления катакомб капуцинов

Рядом с ним монахи со временем построили монастырь и часовню, причем большая часть средств на строительство поступила от горожан в виде пожертвований.

В 1565 году было принято решение перестроить церковь, полностью изменив ее форму и структуру. Ремонтные работы по ряду причин затянулись на несколько десятков лет.

С ростом монастыря и численным увеличением братии перед монахами встал вопрос о достойном месте для погребения умерших братьев.

Первые захоронения появились здесь в 1599 году, именно в крипте монастыря. Сюда же были перенесены тела монахов, умерших за год или два до этого.

Постепенно свободного пространства становилось все меньше и меньше, и монахи были вынуждены расширять погребальные сооружения, вырывая ряд тоннелей и коридоров.

Свой нынешний вид церковь Санта-Мария-делла-Паче приобрела в 1934 году, когда была перестроена территория церкви. В интерьерах церкви сохранились церковные интерьеры и произведения искусства XVI-XVIII веков.

История необычного

Невероятная находка мумифицированных тел прославила монастырь, и местные братья стали постепенно увеличивать количество «обитателей» кладбища, пока в 1783 году не приняли решение о возможности захоронения тех, кто мог позволить себе бальзамирование.

Таким образом, достопримечательность катакомб капуцинов в городе Палермо получила дальнейшее расширение, появились новые ответвления коридоров. И то, что должно было стать «частным» кладбищем для монахов, стало своеобразным музеем смерти.

Между 17 и 19 веками тысячи людей, особенно сицилийская знать и видные деятели, решили доверить этим катакомбам тела своих умерших близких. В обмен на крупные пожертвования они и их семьи могли позволить себе эффективный процесс естественной мумификации, который со временем усовершенствовали монахи-капуцины. Все его останки были выставлены на этом кладбище.

Так откуда же взялась возможность увидеть это необычное захоронение? Желание во что бы то ни стало сохранить тело усопшего сменилось другой потребностью. Родственники умершего получили возможность не только оплакивать могилу своего близкого человека, но и видеть его, разговаривать с ним, навещать его, как если бы он был еще частью мира живых.

Кладбище было закрыто в 1880 году. Исключение составили несколько тел. Один из них принадлежал Джованни Патернити, вице-консулу Соединенных Штатов. Его тело было помещено в катакомбы капуцинов в 1911 году. Второе тело принадлежит маленькой Розалии Ломбардо, умершей в возрасте двух лет, которая заняла свое место в отдельном коридоре с двумя другими телами в 1920 году прекрасного мира».

Особенности катакомб

Они висят на стенах, сидят на скамьях и полках, стоят в открытых нишах и ларцах. При этом все одеты в праздничный наряд. От посетителей мумии отделяют только висящие на веревках таблички с призывом к уважению в этом месте.

Катакомбы разделены на коридоры, каждый из которых предназначен для людей определенного типа. Есть два отдельных коридора для священников и монахов, коридоры для мужчин и женщин. В коридоре профессионалов хоронили людей самых разных профессий: юристов, врачей, скульпторов, художников, учителей и солдат. Кроме того, в катакомбах есть две небольшие комнаты, где захоронены тела детей и девственниц.

Одной из характеристик катакомб считается сухая атмосфера, что приводит к естественной мумификации тел. Сначала священники-капуцины поместили тело на полку, дав ему стечь и высохнуть. Только через год, когда в теле не осталось жидкости, останки обмыли уксусом, облачили в праздничные одежды и отправили на постоянное место навсегда.

Описание и фото

Погребальные катакомбы представляют собой склеп с захоронением более 8 тысяч человек, множество коридоров, вдоль которых стоят, лежат, сидят многочисленные мумифицированные тела давно умерших людей. Некоторые мумии захоронены в гробах от простых до изысканных, некоторые в стенных нишах.

Расположение захоронений имеет свою особенность: здесь хоронили не всех, каждый из умерших имел свой отдельный коридор.

Два коридора, самые длинные и параллельные друг другу, — это коридор для мужчин и коридор для профессионалов. В последнем хоронили «людей искусства»: поэтов, художников, скульпторов, архитекторов. Существует даже легенда, согласно которой в этом коридоре похоронен сам Диего Веласкес, знаменитый испанский живописец.

Коридоры в катакомбах капуцинов

Мужской гонщик также впечатляет размерами. Сначала здесь хоронили влиятельных вельмож и представителей духовенства, а затем знатных и богатых горожан (особенно тех, кто жертвовал на приход значительные суммы). До 1739 года только архиепископы или лидеры ордена капуцинов давали разрешение на захоронения в склепе. Быть похороненным в подземном склепе считалось среди горожан очень престижным.

Перпендикулярно этим коридорам расположены коридор женщин, коридор монахов, коридор девственниц, коридор детей и младенцев. Женский коридор был единственным, который подвергся бомбардировке в 1943 году. Многие мумии были полностью уничтожены, а те, что остались, были размещены в нишах и полках. Кроме того, резко контрастируют почти разрушенные лица и хорошо сохранившиеся яркие одежды разных эпох…

Отдельно есть коридор священников, куда не всегда пускают туристов. Есть и закрытые помещения, где захоронены высшие церковные сановники.

Особенность атмосферы в катакомбах такова, что она препятствует разложению тел. Все мумии благодаря особой температуре склепа достаточно хорошо сохранились: некоторые полностью сохранились.

А по поводу одежды были небольшие казусы. Именитые горожане, приехавшие для погребения в склеп, дали монахам-капуцинам особые указания, сколько раз в году они должны переодеваться.

Коридор монахов

Первым в монашеском коридоре, образованном из склепа, был похоронен капуцин Сильвестро, после чего сюда были перенесены останки ранее умерших монахов. В старейшем коридоре нашли приют особо уважаемые монахи, внесшие значительный вклад в развитие ордена Капучино и монастыря. Мумии одеты в традиционные одежды капуцинов с холщовым капюшоном и веревкой на шее. Сегодня доступ к сайту закрыт по религиозным и научным причинам.

Коридор мужчин

В довольно большом помещении с выбеленными известью каменными стенами находятся мумии простых горожан мужского пола, пожертвовавших большие деньги на содержание монастыря. Многие из них имеют хорошо сохранившиеся погребальные одежды, что контрастирует с ужасным видом пустых глазниц черепах. По типу одежды можно сделать вывод о социально-экономическом положении умершего человека. Некоторые из мужчин одеты в простые холщовые пижамы, другие в роскошные фраки и смокинги, изысканные рубашки с оборками или галстуки. Одни останки размещены группами, другие расположены в отдельных нишах, демонстрируя посетителям уродливые проявления смерти.

Кубикула детей

Катакомбы капуцинов, детская кабинка, Палермо

В небольшой угловой комнате со стенами, обшитыми расписными панелями, захоронены останки маленьких детей как олицетворение самой страшной боли родителей. Их тела находятся в гробах, установленных на постаментах и ​​в нишах. Имена и фамилии умерших детей указаны на табличках, помещенных на индивидуальные гробы. По детской одежде можно судить, с каким мученичеством родители хоронили здесь своих крох, чтобы прийти сюда, надеясь побороть страшную боль.

Большое впечатление производит центральная ниша, в которой в кресле-качалке «сидит» мальчик с сестренкой на руках. Мороз пробегает по коже не только от вида погибших детей, но и от величины боли родителей, потерявших свои «сокровища».

Коридор женщин

Женский бегун образует одну из меньших сторон прямоугольника. До 1943 года вход в этот коридор закрывался двумя деревянными решетками, а ниши с телами защищались стеклом. В результате бомбардировок союзников в 1943 году одна из стеклянных решеток и ограждений была разрушена, а останки получили значительные повреждения.

Большинство размещенных здесь женских тел лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее хорошо сохранившихся тел размещены в вертикальных нишах. Женские тела одеты в лучшие модные одежды XVIII-XIX веков: шелковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Мопассан отмечает шокирующее несоответствие между осыпающимися остатками времени и броскими модными нарядами, в которые они одеты.

Вот женщины еще безобразнее мужчин, потому что кокетливо одеты. Пустые глазницы смотрят на тебя из-под украшенных лентами кружевных шапочек, обрамляя своей ослепительной белизной эти черные лица, страшные, гнилые, изъеденные разложением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни из поваленных деревьев, а чулки, надетые на кости ног, кажутся пустыми. Иногда покойник носит только огромные башмаки на своих жалких иссохших ногах.

Кубикула девственниц

Такая же маленькая угловая комната, как и детская: в кубе находятся мумифицированные тела девственниц. Вероятно, как символ непорочной девственности, они обнесены металлическим забором, препятствующим свободному доступу к ним. На головах дев носят короны из металлических цветов, олицетворяющих невинную чистоту.

С грустью можно смотреть на красивые яркие наряды тех, кто не испытал в полной мере блаженства чувственной любви, не познал счастья материнства. Причудливые шляпы, обрамляющие некогда пленительные лица, усугубляют и без того мрачное созерцание. Если бы эти древние красавицы могли вообразить, что однажды станут предметом столь беспристрастного зрелища, они, наверное, не согласились бы быть похороненными под открытым небом!

Новый коридор

Несмотря на запрет хоронить умерших в катакомбах (1837 г.), желающих сдать туда тела своих родственников было много, поэтому до 1882 г пришлось создать Новый коридор для размещения умерших.

Ниш в стенах здесь нет — вся площадь коридора вдоль стен заполнена гробами. Их устанавливают в несколько рядов вне зависимости от пола и социального статуса мумии. Примечательной особенностью Нового коридора являются несколько семейных захоронений, где тела обоих родителей лежат вместе с телами их детей-подростков. Есть и супружеские пары, которые не расстались даже после смерти.

Коридор профессионалов

Коридор Профессионалов, параллельный Коридору Мужчин, является одной из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре лежат тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных солдат. Среди захороненных здесь:

  • Филиппо Пеннино — скульптор,
  • Лоренцо Марабитти — скульптор, работавший в том числе над соборами Палермо и Монреале,
  • Сальваторе Манцелла — хирург,
  • Франческо Энеа (умер в 1848 г.) — полковник, лежащий в прекрасно сохранившейся военной форме армии Королевства Обеих Сицилий.

Согласно местной легенде, принятой или отвергнутой различными исследователями, тело испанского художника Диего Веласкеса покоится в Pasillo de los Profesionales.

Коридор священников

Параллельно коридорам монахов и женщин идет дополнительный коридор, в котором размещаются многочисленные тела священников из епархии Палермо. Тела одеты в красочные литургические одежды, в отличие от иссохших мумий. В отдельной нише находится тело единственного погребенного в катакомбах прелата: Франко д’Агостино, епископа Пьяна-дельи-Альбанези (итало-албанская католическая церковь).

Часовня Розалии Ломбардо

Часовня Розалии Ломбардо, умершей в 1920 году, привлекает больше всего посетителей. Двухлетняя малышка скоропостижно скончалась от пневмонии, а ее убитый горем отец не мог поверить в смерть возлюбленной. Он хотел сохранить тело дочери в нетленном виде, поэтому обратился к гениальному бальзамировщику Альфреду Салафии. Последний не сразу согласился выполнить просьбу убитого горем отца, и секрет используемого состава до недавнего времени оставался загадкой. Его уникальность заключается в том, что полностью сохраняются даже мягкие ткани и глазные яблоки тела, не говоря уже о волосах и ресницах.

Лишь недавно по записям в дневнике Альфреда Салафари и путем экспериментов, проведенных учеными из Америки, удалось восстановить состав бальзамирующего вещества. Было обнаружено, что для сохранения тела использовалась смесь спирта, глицерина, цинка, формалина и различных других ингредиентов. Смесь под высоким давлением вводилась в артерию и, распространяясь по телу, останавливала процесс разложения.

Монахи называют Розалию «Спящей красавицей» и рассказывают множество мистических историй о погибшей девушке. Предположительно, время от времени в часовне, где стоит ее стеклянный гроб, распространяется запах лаванды и тело девушки впадает в конвульсии, как во время плача.
Говорят, что только в этой часовне постоянно теряется ключ от деревянной решетки. Но самое страшное — это история невменяемого аббата в 1970-е годы, который якобы увидел, как девушка открыла глаза, и в тот же момент потерял рассудок.

Местные жители всегда относились к Катакомбам как к необычному кладбищу, ведь здесь похоронены предки многих, кто сейчас живет в городе. А после запрета захоронений в катакомбах рядом с ними располагалось самое обычное кладбище. Кроме того, на Сицилии есть еще несколько подобных склепов, значительно уступающих по своим масштабам Катакомбам Палермо.

Бывало в истории, что после смерти человека ждал погребальный обряд. То, как именно человека хоронили — в каменной могиле, деревянном гробу или сжигали на костре, — определялось социальными, религиозными и культурными нормами. Таким образом, обнаруженные современными археологами древние захоронения порой настолько причудливы, что просто заводят ученых в тупик.

Расположение

Катакомбы капуцинов расположены под монастырем капуцинов (итал. Convento dei Cappuccini) на окраине исторического центра Палермо. От Пьяцца Независимости (Нормандский и Орлеанский дворцы) пройти два квартала по Корсо Калатафими, а затем повернуть на улицу Виа Пиндемонте. Указанная улица заканчивается площадью Капучини, где находится здание монастыря.

Методы погребения

Катакомбы капуцинов

Уже при вскрытии кладбища под монастырем стало известно, что специфика земли и воздуха в подземных ходах способствует хорошей сохранности тел. Наиболее распространенным методом подготовки человеческих останков к консервации была их сушка в течение нескольких месяцев в отдельных камерах. Затем мумифицированные тела очищали раствором уксуса, одевали в красивые одежды и помещали в определенные места в катакомбах. Родственники могли попросить положить тело в гроб, но останки часто выставляли в нишах стен и на полках. Во время вспышек эпидемий стали применять иной способ сохранения тел: на некоторое время их помещали в известковую ступку или в раствор мышьяка. В 1837 г размещение трупов таким образом было запрещено.но это препятствие можно было преодолеть, сняв одну из стенок гроба или вставив окно в деревянный ящик.

Катакомбы капуцинов

Особый интерес у посетителей катакомб представляет тело вышеупомянутой девушки Розалии Ломбардо. По записям врача, производившего бальзамирование, в артерию погибшей девочки вводили формалин, спирт, глицерин, соли цинка и салициловую кислоту. Затем вещества под давлением были распределены по всем сосудам девочки. Результат был поразительным: тело мальчика сохранило первозданный вид живого человека. Многим туристам, побывавшим здесь, кажется, что младенец просто спит.

Способы мумификации

Капуцины усовершенствовали естественный процесс мумификации, основной смысл которого заключается в удалении жидкости из тканей, что препятствует размножению бактерий и, следовательно, процессу разложения. Манипуляции были разделены на несколько этапов:

  • сначала тела переносили в специальное подземное помещение с низким уровнем влажности (colatoio — «дренаж» или «лоток»), где извлекали внутренние органы;
  • вместо удаленных органов клали солому или лавровый лист, чтобы ускорить обезвоживание;
  • около года тела хранились в горизонтальном положении на специальном дренажном устройстве, постепенно теряя влагу;
  • затем их выносили на открытый воздух и промывали в уксусе, после чего кожа окончательно приобретала коричневый цвет и другие свойства дубленой кожи;
  • на заключительном этапе их лучшие одежды надевали поверх тел и помещали в приготовленные для них ниши в катакомбах.

В периоды эпидемий монахи иногда прибегали к такому методу, как обработка тел раствором мышьяка или извести, в результате чего удавалось добиться особенно хорошего состояния мумий.

Увеличение спроса потребовало расширения катакомб и начала строительства новых коридоров. Своего рода «частное кладбище» капуцинов постепенно превратилось в необыкновенный «музей смерти»

Иногда капуцины прибегали и к искусственной мумификации, то есть к бальзамированию путем введения химических веществ. Наиболее известна обработанная таким образом мумия Розалии Ломбардо, двухлетней девочки, умершей в 1920 году. Ее называют «самой красивой мумией в мире».

Секреты маленькой Розалии Ломбардо

У склепа есть еще одна тайна, тайна, ради которой туристы посещают это место.

В часовне Санта-Росалия установлен небольшой гроб, и в нем покоится тело двухлетней жительницы Палермо Розалии Ломбардо, похороненной здесь в 1920 году.

Она умерла от пневмонии, причем внезапно, и убитый горем отец не мог понять, что его любимая дочь умерла.

В то время отец младенца обратился к известному бальзамировщику Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело младенца в нетленном виде. После уговоров Альфред согласился и выполнил волю синьора Ломбардо.

Альфредо Салафия так никому и не раскрыл секрет ее волшебного состава, поэтому остается загадкой, как тело девушки не претерпевало никаких изменений на протяжении многих десятилетий: невредимыми остались не только мягкие ткани, но и глазные яблоки, волосы и ресницы.

Туристам, приходящим в часовню, кажется, что малышка просто уснула, а те же жители Палермо называют Розалию Ломбардо «нашей Спящей красавицей»…

Было высказано предположение, что ребенок спит летаргическим сном или вообще это кукла. Но результаты рентгенологического исследования, проведенного группой ученых в 2009 году, подтвердили, что это настоящий умерший ребенок, тело которого не претерпело никаких изменений.

Однако даже после исследования ученые подняли еще одну проблему: непредвзятая методика зафиксировала два слабых электромагнитных импульса из мозга девушки, как будто Розалия спала.

Служители часовни говорят, что иногда от тела девушки исходит слабый аромат лаванды. Ученые до сих пор не могут объяснить это явление, а глубоко верующие люди считают Розалию «посланницей Бога».

Фотографии Катакомб Капуцинов в Палермо

Различные атмосферные черно-белые фотографии катакомб, сделанные фотографом Питером Худжаром в 1963 году.

Катакомбы капуцинов в Палермо

Фото катакомб капуцинов в Палермо

Время работы, стоимость билетов

Катакомбы доступны для посещения с 9:00 до 18:00 (в высокий сезон часы работы продлеваются до 19:00). Обеденный перерыв с 13:00 до 15:00.

Вход стоит 1,5 евро. Билет содержит полное название монастыря, официальный сайт достопримечательности, электронную почту и контактные телефоны.

Правила посещения

Для гарантии сохранности мумий и в соответствии с требованиями биоэтики запрещено фотографировать, записывать видео и прикасаться к экспонатам.

Катакомбы капуцинов относятся к числу религиозных памятников, поэтому во время посещения рекомендуется соблюдать правила поведения и одежды, а также избегать использования мобильных телефонов и употребления еды или напитков.

Информация для посетителей

Стоит быть готовым к особой атмосфере в этом необычном музее. Большинство экспонатов выглядят действительно жутковато, поэтому слабонервным и детям не рекомендуется посещать это место. Если, несмотря ни на что, вы отважились на эту мистическую экскурсию, будьте уверены, она надолго останется в вашей памяти. Посетить катакомбы капуцинов может любой желающий с 8:30 до 18:00. Цена билета символическая и составляет 1,50 евро.

Оцените статью
Блог про Сицилию