История катакомб капуцинов
Жители Палермо, как и во многом все население древней южной Италии в период до объединения страны в 1861 году, видели в мумификации толчок к бессмертию, и этот погребальный обычай уходит корнями в сицилийскую историю.
Катакомбы капуцинов получили свое название потому, что монахи, поселившиеся в Палермо в церкви Санта-Мария-делла-Паче, первыми хоронили в них своих умерших в 1534 году в саване.
К 1597 году это захоронение было заполнено, и капуцины стали строить за главным алтарем, где находились остатки древних гротов, катакомбы (такое определение было дано подземным кладбищам еще в 380 году «папским распоряжением).
Первый этап работ был завершен спустя два года. Когда монахи решили переместить сорок пять тел, захороненных в вышеупомянутой братской могиле, на новое место, они с изумлением обнаружили, что они практически не тронуты разложением, подвергшись естественной мумификации. Капуцины сочли случившееся чудом и решили не хоронить останки, а поместить их в ниши, устроенные в стенах катакомб.
Монах Сильвестро да Губбио — первый человек, чье тело было выставлено в катакомбах. Его мумия и по сей день остается на прежнем месте с табличкой с указанием соответствующей даты: 16 октября 1599 года.
Широкое известие о невероятных событиях наполнило капуцинов славой, а это, в свою очередь, вызвало появление некоторого числа мирян, которые после смерти пожелали обрести вечный покой в святом месте.
Увеличение спроса привело к необходимости расширения катакомб и начала строительства новых коридоров. Своеобразное «частное кладбище» капуцинов постепенно превратилось в необыкновенный «музей смерти».
Картина итальянского художника Кальседонио Рейна. Amore e morte — любовь и смерть.
Между 17 и 19 веками в катакомбах нашли упокоение тысячи тел, в основном представителей сицилийской знати, не жалевших пожертвований.
Описание и фото
Погребальные катакомбы представляют собой склеп с захоронением более 8 тысяч человек, множество коридоров, вдоль которых стоят, лежат, сидят многочисленные мумифицированные тела давно умерших людей. Некоторые мумии захоронены в гробах от простых до изысканных, некоторые в стенных нишах.
Расположение захоронений имеет свою особенность: здесь хоронили не всех, каждый из умерших имел свой отдельный коридор.
Два коридора, самые длинные и параллельные друг другу, — это коридор для мужчин и коридор для профессионалов. В последнем хоронили «людей искусства»: поэтов, художников, скульпторов, архитекторов. Существует даже легенда, согласно которой в этом коридоре похоронен сам Диего Веласкес, знаменитый испанский живописец.
Мужской гонщик также впечатляет размерами. Сначала здесь хоронили влиятельных вельмож и представителей духовенства, а затем знатных и богатых горожан (особенно тех, кто жертвовал на приход значительные суммы). До 1739 года только архиепископы или лидеры ордена капуцинов давали разрешение на захоронения в склепе. Быть похороненным в подземном склепе считалось среди горожан очень престижным.
Перпендикулярно этим коридорам расположены коридор женщин, коридор монахов, коридор девственниц, коридор детей и младенцев. Женский коридор был единственным, который подвергся бомбардировке в 1943 году. Многие мумии были полностью уничтожены, а те, что остались, были размещены в нишах и полках. Кроме того, резко контрастируют почти разрушенные лица и хорошо сохранившиеся яркие одежды разных эпох…
Отдельно есть коридор священников, куда не всегда пускают туристов. Есть и закрытые помещения, где захоронены высшие церковные сановники.
Особенность атмосферы в катакомбах такова, что она препятствует разложению тел. Все мумии благодаря особой температуре склепа достаточно хорошо сохранились: некоторые полностью сохранились.
А по поводу одежды были небольшие казусы. Именитые горожане, приехавшие для погребения в склеп, дали монахам-капуцинам особые указания, сколько раз в году они должны переодеваться.
Оформление
Караваджо, Гвидо Рени, Пьетро да Кортона, Доменико и другие ведущие живописцы активно участвовали в оформлении базилики.
Кирпичный фасад здания выглядит скромно, он двухуровневый, некоторые его части покрыты травертином. Внизу дверь с треугольным фронтоном и двумя небольшими окошками.
Церковь, как и другие постройки ордена капуцинов, имеет один неф, по обеим сторонам которого проходят пять меженей. Боковые часовни содержат гробницы монахов и святых. Арка здания была расписана в 1796 году художником Либорио Коччети, создавшим на ней шедевральную фреску Успения Богородицы. В интерьере есть и другие украшения, но особое внимание знатоки уделяют картинам «Архангел Михаил» Гвидо Рени и «Молитва святого Франциска» Караваджо.
На средства Папы Урбана VIII был построен центральный мраморный алтарь, на котором изображен герб Папы. С обеих сторон есть очаровательные колонны. Сам кардинал Антонио Барберини похоронен перед алтарем. На его надгробии есть надпись, которую он завещал себе: «Hic iacet pulvis cinis et nihil». Дословно это переводится так: «Здесь лежит пепел, пепел и больше ничего».
Крипта
Склеп капуцинов — главная достопримечательность Санта-Мария-делла-Кончеционе. Свод и стены катакомб, состоящих из пяти комнат, выложены человеческими костями в виде причудливых узоров в стиле барокко. На полу лежит земля, привезенная из Святой Земли Палестины.
На потолке созданы светильники из позвонков, вдоль стен расположены ниши из черепов, где хранятся скелеты в монашеских одеждах. Среди костей можно увидеть младенческий скелет двухлетней девочки, племянницы папы Сикста V.
Капуцины уважали смерть и старались донести ее послание до других людей. Видимо поэтому в одном из помещений подземелья есть страшная, но поучительная надпись: «Una volta che abbiamo che ora — tu. Однажды я увидел sarà il fatto che ora-noi. Его перевод дословно звучит так: «Мы когда-то были такими, какие вы есть сейчас. Однажды ты станешь тем, кем мы являемся сейчас».
Способы мумификации
Капуцины усовершенствовали естественный процесс мумификации, основной смысл которого заключается в удалении жидкости из тканей, что препятствует размножению бактерий и, следовательно, процессу разложения. Манипуляции были разделены на несколько этапов:
- сначала тела переносили в специальное подземное помещение с низким уровнем влажности (colatoio — «дренаж» или «лоток»), где извлекали внутренние органы;
- вместо удаленных органов клали солому или лавровый лист, чтобы ускорить обезвоживание;
- около года тела хранились в горизонтальном положении на специальном дренажном устройстве, постепенно теряя влагу;
- затем их выносили на открытый воздух и промывали в уксусе, после чего кожа окончательно приобретала коричневый цвет и другие свойства дубленой кожи;
- на заключительном этапе их лучшие одежды надевали поверх тел и помещали в приготовленные для них ниши в катакомбах.
В периоды эпидемий монахи иногда прибегали к такому методу, как обработка тел раствором мышьяка или извести, в результате чего удавалось добиться особенно хорошего состояния мумий.
Увеличение спроса привело к необходимости расширения катакомб и начала строительства новых коридоров. Своеобразное «частное кладбище» капуцинов постепенно превратилось в необыкновенный «музей смерти».
Иногда капуцины прибегали и к искусственной мумификации, то есть к бальзамированию путем введения химических веществ. Наиболее известна обработанная таким образом мумия Розалии Ломбардо, двухлетней девочки, умершей в 1920 году. Ее называют «самой красивой мумией в мире».
Секреты маленькой Розалии Ломбардо
У склепа есть еще одна тайна, тайна, ради которой туристы посещают это место.
В часовне Санта-Росалия установлен небольшой гроб, и в нем покоится тело двухлетней жительницы Палермо Розалии Ломбардо, похороненной здесь в 1920 году.
Она умерла от пневмонии, причем внезапно, и убитый горем отец не мог понять, что его любимая дочь умерла.
В то время отец младенца обратился к известному бальзамировщику Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело младенца в нетленном виде. После уговоров Альфред согласился и выполнил волю синьора Ломбардо.
Альфредо Салафия так никому и не раскрыл секрет ее волшебного состава, поэтому остается загадкой, как тело девушки не претерпевало никаких изменений на протяжении многих десятилетий: невредимыми остались не только мягкие ткани, но и глазные яблоки, волосы и ресницы.
Туристам, приходящим в часовню, кажется, что малышка просто уснула, а те же жители Палермо называют Розалию Ломбардо «нашей Спящей красавицей»…
Было высказано предположение, что ребенок спит летаргическим сном или вообще это кукла. Но результаты рентгенологического исследования, проведенного группой ученых в 2009 году, подтвердили, что это настоящий умерший ребенок, тело которого не претерпело никаких изменений.
Однако даже после исследования ученые подняли еще одну проблему: непредвзятая методика зафиксировала два слабых электромагнитных импульса из мозга девушки, как будто Розалия спала.
Служители часовни говорят, что иногда от тела девушки исходит слабый аромат лаванды. Ученые до сих пор не могут объяснить это явление, а глубоко верующие люди считают Розалию «посланницей Бога».
Правда ли малышка подмигивает туристам?
Туристы утверждают, что мумия умеет подмигивать, открывать глаза. Некоторые ученые даже утверждали, что их команда неоднократно регистрировала электрические импульсы в мозгу Розалии.
Антрополог говорит, что все это неправда. Что касается ощущения подмигивания, то все дело в освещении. Просто свет падает на гроб девочки так, что кажется, что глаза младенца полуоткрыты. Также возможно, что кожа постепенно начинает пересыхать, в результате чего между веками появляется щель.
Такова удивительная история бальзамирования. Желающие увидеть девушку вживую еще могут это сделать. Изначально гроб с телом находился в Палермо в небольшой часовне, но в начале 21 века был перенесен в Катакомбы капуцинов.
Ежедневно сюда приезжает большое количество туристов. Несмотря на это, местные монахи стараются привлечь к себе все больше и больше посетителей.
Время работы, стоимость билетов
Катакомбы доступны для посещения с 9:00 до 18:00 (в высокий сезон часы работы продлеваются до 19:00). Обеденный перерыв с 13:00 до 15:00.
Вход стоит 1,5 евро. Билет содержит полное название монастыря, официальный сайт достопримечательности, электронную почту и контактные телефоны.
Правила посещения
Для гарантии сохранности мумий и в соответствии с требованиями биоэтики запрещено фотографировать, записывать видео и прикасаться к экспонатам.
Катакомбы капуцинов относятся к числу религиозных памятников, поэтому во время посещения рекомендуется соблюдать правила поведения и одежды, а также избегать использования мобильных телефонов и употребления еды или напитков.