Кафедральный собор Палермо на Сицилии в Италии

История возникновения Кафедрального собора

Место, где находится собор, было построено в 4 веке нашей эры. Первоначально здесь располагалась небольшая церковь, освященная в честь мученика Мамилиана.

Позже он был разрушен вандалами, а во время правления византийцев появился новый собор. Он был возведен в 604 году и освящен в честь Богородицы.

После захвата Палермо арабами в 831 году собор стал Пятничной мечетью. Вернуть церковь католическому государству удалось в 1072 году, когда город завоевали нормандские войска во главе с Робертом Вискартом и его братом Рожером I.

Вскоре собор получил титул главного собора Сицилийского королевства. В 1130 году здесь состоялась коронация первого монарха королевства Рожера II (Руджеро II). После смерти его похоронили в этом же храме.

Предыстория (IV-XII века)

В 4 веке на месте нынешнего собора была построена церковь в честь местного мученика Мамилиана, которая позже была разрушена вандалами. При византийцах в 604 году на том же месте был построен новый собор в честь Пресвятой Богородицы, освященный, по местной легенде, папой Григорием Великим. В 831 году Палермо был завоеван арабами, которые превратили собор в Пятничную мечеть.

6 января 1072 года норманны во главе с Робертом Гвискаром и его младшим братом Роже взяли Палермо. В этот же день была повторно освящена Пятничная мечеть в честь Божией Матери, и здесь архиепископ Палермский Никодим совершил первую литургию по греческому обряду и благодарственный молебен в честь победителей. В том же 1072 году кафедра Палермо была передана латинскому духовенству, а владыка Никодим, служивший по греческому обряду, был отправлен в Меццомонреале. После переезда в Палермо Аделаиды Савонской, матери Рожера II и регента в годы его несовершеннолетия (не позднее 1112 г.), собор Палермо становится главным в нормандской Сицилии. 25 декабря 1130 года Рожер II был коронован в соборе как первый монарх Сицилийского королевства.

Из соборной постройки VII-XII вв только склеп, по форме которого можно судить о первоначальном строении, и левая из четырех колонн южного крыльца, на стволе которой цитата из Корана вырезаны, они сохранились.

Перестройки XIV-XVII столетий

После Федериго II власть королей Арагонской династии значительно ослабла, так как они перестали контролировать Палермо, перешедшее под власть феодального дома Кьярамонте. Лишь Мартину I Младшему (1396 г.) удалось подчинить себе могущественного Кьярамонте и вернуть Палермо под непосредственный контроль центрального правительства при поддержке своего отца, арагонского короля Мартина Старшего (в 1409 г он сменил сына на Сицилии под именем де Мартин II). Таким образом, возвращение Палермо под непосредственную власть короля совпало с подавлением самих сицилийских королей (1409 г.) и передачей власти над Сицилией непосредственно королям Арагона. Следующие три столетия Сицилия находилась в составе арагонских, а затем испанских владений и находилась под властью наместников. В этом смысле.

В XIV-XVI веках продолжалось строительство собора Палермо. В 1342 г были достроены четыре угловые башни собора, а в 1352 г надстроен главный (западный) портал собора в готическом стиле. В период с 1426 по 1430 год по проекту Антонио Гамбара южное крыльцо собора было построено с тремя стрельчатыми арками, в стиле каталонской готики. В то же время над южным порталом собора сам Антонио Гамбара поместил мозаичную икону Богородицы на Престоле. Позднее, в том же XV веке, на площади, примыкающей к южному фасаду собора (Соборная площадь — Piazza Cattedrale), по приказу архиепископа Симоне да Болонского был разбит сад. В это время собор обзавелся своими самыми известными святынями:статуя Мадонны Либера Инферни (1469 г.) и реликвии Санта-Розалия (1624 г).

Развитие собора в 16 веке связано с семьей сицилийских архитекторов и скульпторов Гаджини, в частности с именем самого известного представителя этой семьи Доменико Гаджини. В 1510 году по проекту Антонелло Гаджини алтарь собора украсил мраморный запрестольный образ со статуями святых (утерян в результате реконструкции Фердинандо Фуга в 18 веке). В 1536 году Винченцо Гаджини и Фабио Гаджини добавили к собору северный портик. В 1575 году по проекту Винченцо Гаджини Соборная площадь была окружена мраморной балюстрадой со статуями святых. В 1685 году в центре площади был сооружен фонтан, увенчанный в 1744 году статуей Святой Розалии, убивающей чуму, работы Винченцо Виттальяно.

Этапы строительства храма

В 12 веке собор был радикально перестроен, чтобы подчеркнуть статус Уолтера Милля как столицы епархии.Другое имя этого архиепископа Палермо — Гуальтеро Оффамилио.

Новый собор был больше предыдущего: в нем было три нефа и апсиды. От первого остались только склеп и одна из колонн с южной стороны. В XIII-XIV веках по углам храма были возведены башни, с юго-восточной стороны пристроена ризница, сооружен центральный портал в готическом стиле.

Над созданием южного портика в первой половине 15 века работал архитектор Антонио Гамбар. Крыльцо также было выполнено в готическом стиле и включало в себя три стрельчатые арки. Прямо над ним была помещена икона Божией Матери, сидящей на Престоле.

Собор палермо

Внутреннее убранство продолжалось до 16 века. Так, в 1510 году была украшена часть алтаря, главным его украшением стал большой запрестольный образ со скульптурами святых, выполненный из мрамора по проекту Антонелло Гаджини. К сожалению, при последующей реконструкции он был утерян.

В 1536 году собор расширили, пристроив портик с северной стороны. Это сделали архитекторы Фабио Гаджини и Винченцо Гаджини.

В храме проходили коронации всех правителей Сицилии на протяжении XII-XIII веков, в том числе Танкреди, Генриха VI (Генриха VI), Федериго I (Фридриха I), Манфреда, Петра III Арагонского (Петра III Великого), Федериго II. (Фридрих II) и др.

Интересно, что в 1690 году собор стал первым местом на Сицилии, где появился гелиометр. На полу главного зала был нанесен меридиан с символическими знаками зодиака. По картинке, на которую падал солнечный свет, стало понятно, в каком созвездии находится солнце.

Реконструкция

В конце 18 века было принято решение провести масштабную реконструкцию собора. Соответствующий приказ был отдан Фердинандом III после обретения независимости Сицилийским королевством.

Реконструкцию провел архитектор Фердинандо Фуга, родом из Флоренции. После окончания работ в 1801 году собор существенно изменился: в его архитектуре появился классический купол, в боковых частях возвели четырнадцать приделов, а северный и южный фасады украсили малыми куполами.

Существенной трансформации подвергся и интерьер храма: он стал более сдержанным, тяготеющим к неоклассическому стилю. Мраморный запрестольный образ разделили на части, поместив статуи композиции перед пилонами внутри собора.

Кроме того, деревянный потолок был заменен низким сводом, а Мемориальная зона использовалась для размещения царских саркофагов.

После этого облик собора не претерпел больших изменений. Разве что в 1805 году закончили строительство центральной колокольни, проект которой разработал Эммануэле Палаццотто.

Современное время

С 2015 года собор находится под охраной ЮНЕСКО. Вход доступен для всех: интерьер главного зала можно осмотреть бесплатно, а для входа в другие залы необходимо приобрести билет.

Платная зона Area Monumentale восходит к временам правления норманнов и включает в себя Королевские гробницы (Tombe Reali), Сокровищницу (Treasury), Склеп (Crypt) и подземные помещения, уходящие в потолок.

Рядом с собором есть великолепная площадь и небольшой сад, а по периметру на старинной балюстраде установлены статуи святых.

Описание

Собор Палермо - арабские мотивы
Собор Палермо изначально был построен в готическом стиле. Здание было реконструировано из мусульманской мечети. До мусульман здесь был византийский храм (с 7 по 9 век), а еще раньше, в 4 веке, христианская церковь. Сохранилась память о первой византийской церкви, одной из колонн с южной стороны. На нем высечены слова из священной книги мусульман — Корана. Древняя колонна представляет собой редкое сочетание истории разных веков – исламских слов на византийской колонне.
Собор Палермо - Колонна с арабской письменностью
Западный парадный вход построен в готическом стиле (1352 г.) с небольшими колокольнями XIII-XIV вв. В колокольнях — арабская лепнина. Готические элементы содержатся в южном крыльце (1430 г.). Деревянные хоры и епископский трон с мозаикой XII века соответствуют готическому стилю. Восточная сторона здания имеет характерные черты арабо-норманнского стиля вокруг ложных арок. Здесь: зубы, инкрустация лавровым камнем, украшения. Восточный фасад навевает мысли о Восточной Азии.
Собор Палермо - готический стиль
Северное крыльцо представляет собой смесь средневековой и классической архитектуры. Он был пристроен в 1536 году, над его проектом работали сицилийские архитекторы из династии семьи Гагини. Классические черты у северного входа появились позже, в 18 веке, в виде небольших куполов и новых стен.

Классический купол над мощами Розалины – сооружение конца 18 века. Его строительством руководил флорентийский архитектор Фердинандо Фуга. Это последняя крупная реконструкция комплекса, которая была завершена в начале 19 века и придала зданию современный вид.

Архитектура собора

За всю историю собора в его облике переплелись сразу различные архитектурные стили. В его фасаде просматриваются арабские, норманнские, готические черты, а также элементы позднего классицизма.

На первый взгляд храм кажется старинным замком: удивляют монументальность и внушительные размеры, многочисленные башни, неправильное окончание стен, неприступность постройки.

О том, что это собор, напоминает направленный вверх купол, расположенный на пересечении трансепта и главного нефа. Уникальность архитектурного плана отличает собор Палермо от других церквей.

Восточный фасад

С восточной стороны сохранился фасад нормандской базилики с арабскими элементами, построенной Гуальтеро. В глаза бросаются стрельчатые оконные проемы, большое количество фальш-арок, неровные стены, переплетение абстрактных и растительных узоров.

Фасад обрамляют две внушительные башни; кстати такие же башни установлены с западной стороны. Примыкающая к юго-восточному углу ризница имеет вид крепости: неправильный ряд вверху, бойницы или глухие проемы, общий мавританский стиль постройки.

Южный фасад

Пожалуй, наибольшее пересечение стилей отмечается на южном фасаде. С правой стороны выделяется ряд ложных арок, бойниц и зубчатый узор, идущий вдоль карниза. Однако купол, созданный Фердинандо Фугой, порывает с этим стилем и привносит в архитектуру элементы классицизма.

Еще более сильный контраст создают миниатюрные купола, увенчанные семью приделами. Они выполнены в виде вытянутых конструкций.

Если смотреть на вход, то тяготеешь к каталонской готике. Он имеет три остроконечные арки, одна из которых (левая) берет свое начало со времен существования византийского храма.

Собор палермо

В средней части фронтона можно увидеть барельеф, изображающий сцену Благовещения. Остальная часть верхней части портика украшена растительными мотивами.

Во внутреннем пространстве портика есть еще два барельефа, на которых изображены сцены коронации Виктора Амадея Савойского (Викториус Амадей II) и Карлоса де Бурбона (Карлос III).

Непосредственно над порталом находится икона Богородицы на Престоле, стиль оформления которой принадлежит византийскому.

Северный фасад

С северной стороны также есть небольшие купола, завершающие остальные семь боковых часовен. Здесь, как и в других частях здания, до сих пор просматривается эклектичный стиль.

Притвор, созданный в 1536 году, утратил свое первоначальное значение: после реконструкции он был включен в общую архитектуру собора.

Западный фасад и колокольня

Главный западный фасад собора выходит на узкую улицу Виа Бонелло, отделяющую его от здания Архиепископского дворца. В результате этого решения колокольня собора была пристроена не к самому собору, а ко дворцу. Чтобы соединить колокольню с основным объемом собора, по Виа Бонелло пустили две высокие стрельчатые арки.

Строгая и массивная нижняя часть колокольни (примерно высотой с основную часть собора) относится к нормандскому периоду. Как и большинство церковных построек этого времени, колокольня больше похожа на укрепленную крепость. Весной 1168 года Стефан дю Перш, архиепископ Палермо и канцлер королевы-регентши Маргариты Наваррской, был осажден врагами на колокольне собора.

Верхняя часть колокольни была значительно перестроена в начале 19 века архитектором Эммануэле Палаццотто в неоготическом стиле. Таким образом, колокольня стилистически была связана с западным готическим фасадом собора. В результате современная колокольня собора состоит из двух совершенно разных частей: нижнего нормандского основания и легкой неоготической башни. Колокольня, которая является главной башней исторического Палермо, была увенчана в 1954 году статуей Мадонны делла Конко д’Оро работы скульптора Нино Герачи.

Западный портал собора был построен в 1352 году в готическом стиле и обрамлен двумя небольшими колокольнями, построенными между 1250 и 1342 годами. Башни украшены тонкой скульптурной лепниной, напоминающей абстрактные и цветочные исламские мотивы. Четыре уровня башен украшены типичными арабо-норманнскими арками и окнами-бифортами (т.е окнами, разделенными вертикально пополам узкой колонной).

Западный портал собора изначально имел деревянные двери, но в 1961 году их заменили бронзовыми, работы Филиппо Сгарлата. В скинии над порталом находится ценная статуя Богородицы 15 века.

К северу от западного входа в собор находится отдельно стоящая Лоджия Коронации (итал. Loggia dell’Incoronazione). Тематически Ложа хоть и пространственно отделена от собора боковым переходом, но тесно связана с главным зданием. В этой ложе народу показывали недавно коронованных сицилийских монархов.

Крипта

Крипта собора построена на месте раннехристианской церкви Святого Мамилиана (IV век). В своем нынешнем виде склеп сохранил структуру храма, на месте, где Уолтер Милль начал строительство нынешнего собора в 1179 году.

Склеп имеет два поперечных нефа (относительно главного нефа собора), разделенных гранитными колоннами, и семь апсид с ребристыми сводами. Один из нефов склепа частично занят массивным основанием центральной апсиды собора. В склепе в саркофагах античного и византийского времени находятся 23 захоронения священнослужителей (в основном архиепископов Палермо) и военачальников. Исторический интерес представляют гробницы Никодима (умер в 1072 г.), последнего греческого архиепископа Палермо, и Уолтера Милля, основателя нынешнего собора.

Что посмотреть в Кафедральном Соборе?

Прежде всего, фасад храма. Он уникален тем, что представлен с разных сторон разными стилями:

  • Западный фасад готический, построенный при арагонцах.
    Западный фасад собораЗападный фасад собора Палермо
  • Юго-восточный фасад. Арабо-норманнский стиль с куполом в стиле классицизма.
    Юго-восточный фасад собора Палермо
  • Южное крыльцо — каталонская готика
  • Восточный фасад выполнен в арабо-нормандской архитектуре.

Поэтому не поленитесь и обойдите собор со всех сторон.

Интерьер собора выполнен в стиле классицизма и относится к XIX веку. Все это можно посмотреть бесплатно.
Собор Палермо внутри
За отдельную плату можно посетить сокровищницу, усыпальницы царей, склеп (самую старую часть храма), а также подняться на колокольню.

Колокольня собора Палермо предлагает впечатляющее и необычное зрелище, так что не скупитесь на деньги и поднимайтесь наверх. Стоит это удовольствие 5 евро на взрослого.

Время работы собора Палермо с 8:30 (будни, выходные с 11) до 18:00.

Саркофаги королей

Рожер II и другие короли были с почестями похоронены в том же храме. Во времена испанского владения величественное здание утратило свое соборное значение. Коронации возобновились только через несколько столетий, в 18 веке, когда Сицилийское королевство восстановило свою независимость.
Собор Палермо - саркофаг 14 века
Собор Палермо – уникальный саркофаг сицилийских правителей. Они покоятся в порфировых и мраморных гробницах, украшенных драгоценными инкрустациями, жемчугом, золотом, резьбой и мозаикой. Гробницы являются настоящими произведениями искусства, охраняемыми законом за их уникальную художественную ценность и высокую стоимость.

Опоры для саркофага первого сицилийского короля Рожера выполнены в виде коленопреклоненных юношей. Саркофаг Фридриха II стоит на львах. А саркофаг Констанции де Арагон украшен скульптурным панно. Каждая гробница выполнена из редкого и дорогого материала, с великолепным художественным декором.
Собор Палермо - саркофаги королей Роджера и Генриха VI

Собор знаменит не только коронациями и саркофагами. В конце 18 века церковные власти разрешили здесь проводить астрономические наблюдения. Храм совмещал в себе функции научной обсерватории и хранилища церковной власти. В 17 веке внутри здания был построен гелиометр с зодиаками, который сохранился до наших дней. В двенадцать часов дня на рисунок созвездия, в котором находится светило, падает луч солнечного света.

Капеллы и колокольня


Собор Палермо – уникальное произведение искусства. Здесь собраны мраморные статуи, полотна художников, уникальные архитектурные украшения. В сокровищнице хранятся драгоценности из царских гробниц, уникальные церковные облачения и дворянские кубки.
Собор Палермо - Купол над алтарем
В боковой часовне справа, называемой Часовней мощей, хранятся мощи христианских мучеников. В обычные часы проход в часовню закрыт. Реликвии выносят только на христианские праздники. В отдельной часовне хранятся реликвии Санта-Росалии. Согласно легенде, в XII веке под именем Розалия жила женщина знатного происхождения, оставившая мирскую жизнь и уединившаяся для молитвы в пещерах. В Средние века мощи чистой Розалии спасали горожан от чумы. Поэтому современный Палермо считает святого своим покровителем. Усыпальницы правителей расположены в двух отдельных помещениях храма – часовнях. Они расположены с правой стороны западного портика.
Часовня в соборе Палермо
Колокольня нормандских времен выглядит как крепость. В 12 веке здесь был осажден королевский канцлер Стефан дю Перш. В 19 веке верхняя часть центральной колокольни была перестроена в готическом стиле. Колокольня соединялась с собором вверху стрельчатыми арками. В 20 веке колокольня была увенчана статуей Богородицы.
Интерьер Дуомо Палермо
Купол над реликвиями Санта-Росалии — одно из последних сооружений, построенных в конце 18 века. Наряду с куполом было построено 14 приделов (дополнительных помещений). Драгоценные саркофаги, расставленные до реконструкции по всему собору, были собраны в двух отдельных часовнях.

Статуи

Собор Палермо - Скульптура
С 1575 года Соборная площадь Палермо окружена мраморной балюстрадой и статуями работы скульптора Гаджини. Через сто лет после возведения балюстрады в центре площади был установлен фонтан, а еще через сто лет фонтан украсила статуя Розалии работы скульптора Винченцо Виттальяно (1744 г.).

Статуи известных художников украшают собор внутри и снаружи. Самой известной из скульптурных достопримечательностей является статуя Мадонны с младенцем (Madonna Libera Inferni) — 1469 г. Статуя является работой средневекового мастера-резчика Франческо Лаурана (1469 г.) и расположена в северном проходе.
Собор Палермо - Святая Розалия
Величие собора, его архитектура, золотые инкрустации и лепные украшения поражают посетителей, лишают их удивления и восхищают своей неповторимой красотой. Пожалуй, это самое красивое место в Палермо.

Достопримечательности интерьера

Интерьер, претерпевший глубокую трансформацию в конце 18 — начале 19 веков, имеет план латинского креста с тремя нефами, разделенными колоннами со статуями святых, входившими в убранство трибуны Гагини. Несмотря на скромное внутреннее убранство, контрастирующее с внешним величием собора Палермо, он скрывает множество произведений искусства и истории, ставших достопримечательностями.

Королевские гробницы

В первых двух часовнях правого нефа находятся великолепные императорские и королевские гробницы норманнов, сегодня признанные произведениями скульптурного искусства, среди которых:

  • гробница Рожера II, нормандского короля династии Отвиль, основавшего Сицилийское королевство в 1130 году;
  • саркофаг Генриха IV Гогенштауфена, императора Священной Римской империи с 1191 года и короля Сицилии (1194-1197);
  • порфировый саркофаг Фридриха II Гогенштауфена, императора Священной Римской империи с 1212 года, поддерживаемый четырьмя львами;
  • надгробный памятник Костанции д’Альтавилла (1154-1198), матери Федерико II, чей саркофаг из красного порфира увенчан белым мраморным балдахином с шестью мозаичными колоннами;
  • гробница Констанции Арагонской (1183-1222), сестры короля Арагона и жены Фридриха II;
  • гробница сына Федерико III Арагонского — графа Афинского Гульельмо (1312-1338), с его изображением в доминиканской одежде среди гербов Арагонской короны.

В других часовнях, расположенных в обоих боковых нефах собора Палермо, находятся гробницы епископов, кардиналов и останки канонизированных христианских мучеников. Так, в Часовне Святых Мощей находится урна с прахом Святой Кристины, считающейся первой покровительницей Палермо, останками двух римских целителей Косме и Дамиано, которые одними из первых пострадали от гонений императора Дамитиано в 303 г., а также гробницу Мамилиано, первого епископа Палермо, умершего в 460 г. Часовни украшены многочисленными скульптурами и картинами средневековых мастеров, представляющими большую художественную ценность.

Часовня Святой Розалии

Особого внимания заслуживает часовня Санта-Росалии, покровительницы Палермо, которая, по легенде, спасла Палермо от чумы 1624 года.

Эрмитаж Санта-Розалия расположен в южной апсиде и закрыт медными дверями. На алтаре под семью серебряными лампадами находится драгоценная серебряная урна со святыми мощами, изготовленная в 1631 году ювелирами Маттео Ло Кастро и Франческо Руволо по проекту Джанколо Вивиано, которая является одним из самых ценных шедевров барочного серебра в Сицилия.

Солнечные часы собора Палермо

Идея постройки солнечных часов в соборе принадлежит астроному Джузеппе Пьяцци (1746-1826), который с 1790 года руководил Астрономической обсерваторией и предложил стандартизировать исчисление времени на Сицилии с системой, действовавшей в большинстве стран Европы.

Инструмент состоит из гномона, отверстия в кровле бокового купола и длинной музыкальной полосы, проходящей через центральный неф, выгравированной на мраморном полу и окаймленной изображениями созвездий зодиака. Часы отградуированы в единицах измерения, действовавших в то время в Сицилийском королевстве до объединения Италии.

Как добраться до Кафедрального собора Палермо?

  • от железнодорожного вокзала Палермо Чентрале: автобус № 107 или № 101 до Corso Vittorio Emanuele, затем автобус № 105 до собора;
  • от морского порта: автобус № 139 до Corso Vittorio Emanuele, затем автобус № 105 до собора;
  • из Монреале: от Пьяцца Индипенденца, автобусные маршруты 309, 339 и 389 до Пьяцца Политеама, затем автобус 104 до собора.

Искать отели можно и нужно не только на брони! Италия для любителей итальянского языка рекомендует Hotellook, который поможет вам найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

Режим работы Кафедрального собора Палермо в 2022

  • Собор открыт каждый день:
    • С понедельника по субботу с 7:00 до 19:00
    • Воскресенье и праздничные дни с 08:00 до 19:00
    • Во время богослужений часть храма может быть закрыта для посетителей
  • Смотровая площадка на крыше, сокровищница, королевская гробница и склеп
    • Летом
      • Ежедневно, кроме воскресенья, с 9:00 до 18:00. Последний вход на крышу в 17:30, последний вход в Сокровищницу, Королевскую гробницу и склеп в 17:00
      • Воскресенье с 10:00 до 18:00. Последний вход на крышу в 17:30, последний вход в Сокровищницу, Королевскую гробницу и склеп в 17:00
    • Зимой
      • С понедельника по субботу с 9:00 до 14:00, последний вход в 13:30
      • По воскресеньям с 9:00 до 13:00, последний вход в 12:30
  • Храм можно посещать только в одежде, закрывающей плечи и колени.
Оцените статью
Блог про Сицилию